Документи

КОНСТИТУЦИЯ (Основной Закон) СОЮЗА СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Принята на внеочередной седьмой сессии
Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.
Статья 45. Граждане СССР имеют право на образование.
Это право   обеспечивается    бесплатностью    всех    видов
образования,   осуществлением  всеобщего  обязательного  среднего
образования         молодежи,          широким          развитием
профессионально-технического,  среднего  специального  и  высшего
образования на основе связи обучения с жизнью,  с  производством;
развитием   заочного  и  вечернего  образования;  предоставлением
государственных  стипендий  и   льгот   учащимся   и   студентам,
бесплатной  выдачей  школьных учебников;  возможностью обучения в
школе на родном языке; созданием условий для самообразования.
2. СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
 ЗАКОН  ОБ УКРЕПЛЕНИИ СВЯЗИ ШКОЛЫ С ЖИЗНЬЮ И О ДАЛЬНЕЙШЕМ
РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СССР
Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик отмечает, что внесенный Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Союза и Советом Министров СССР на рассмотрение Верховного Совета СССР вопрос об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране имеет исключительно важное значение для успешного решения задач коммунистического строительства.
Раздел I 
О СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Статья 1. Главной задачей советской школы является подготовка учащихся к жизни, общественно полезному труду, дальнейшее повышение уровня общего и политехнического образования, подготовка образованных людей, хорошо знающих основы наук, воспитание молодежи в духе глубокого уважения к принципам социалистического общества, в духе идей коммунизма.
Ведущим началом обучения и воспитания в средней школе должна стать тесная связь обучения с трудом, с практикой коммунистического строительства.
Статья 2. Ввести в СССР вместо всеобще-обязательного семилетнего образования всеобще-обязательное восьмилетнее образование.
Восьмилетняя школа является неполной средней общеобразовательной трудовой политехнической школой, которая должна давать учащимся прочные основы общеобразовательных и политехнических знаний, воспитывать любовь к труду и готовность к общественно полезной деятельности, осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание детей.
Учебно-воспитательная работа в восьмилетней школе должна быть построена на сочетании изучения основ наук, политехнического обучения и трудового воспитания, широкого вовлечения школьников в доступные в их возрасте формы общественно полезного труда.
Статья 3. Установить, что полное среднее образование молодежи, начиная с 15 - 16-летнего возраста, осуществляется на основе соединения обучения с производительным трудом с тем, чтобы вся молодежь в этом возрасте включалась в общественно полезный труд.
Статья 4. Установить следующие основные типы учебных заведений, дающих полное среднее образование:
а) школы рабочей и сельской молодежи - вечерние (сменные) средние общеобразовательные школы, в которых лица, окончившие восьмилетнюю школу и работающие в одной из отраслей народного хозяйства, получают среднее образование и повышают профессиональную квалификацию. Определить срок обучения в этих школах в 3 года.
В целях создания необходимых условий учащимся вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ Совету Министров СССР установить для успешно обучающихся без отрыва от производства сокращенный рабочий день или сокращенную рабочую неделю;

б) средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением, в которых лица, окончившие восьмилетнюю школу, получают в течение 3 лет среднее образование и профессиональную подготовку для работы в одной из отраслей народного хозяйства или культуры.
Соотношение теории и практики в производственном обучении и чередование периодов обучения и труда устанавливаются в зависимости от профиля специальной подготовки учащихся и от местных условий. В сельских школах учебный год следует строить с учетом сезонности сельскохозяйственных работ.
Производственное обучение и общественно полезный труд могут проводиться в учебных и производственных цехах ближайших предприятий, в ученических бригадах колхозов и совхозов, в учебно-опытных хозяйствах, в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских;

в) техникумы и другие средние специальные учебные заведения, в которых лица, окончившие восьмилетнюю школу, получают среднее общее и среднее специальное образование.
Статья 5. В целях усиления роли общества и оказания помощи семье в воспитании детей расширить сеть школ-интернатов, а также школ и групп продленного дня. Установить, что школы-интернаты организуются по типу восьмилетних школ или средних общеобразовательных трудовых политехнических школ с производственным обучением.
Статья 6. Признать необходимым серьезно улучшить постановку воспитательной работы в школе с тем, чтобы школа прививала учащимся любовь к знаниям, к труду, уважение к людям труда, формировала коммунистическое мировоззрение учащихся, воспитывала их в духе беззаветной преданности Родине и народу, в духе пролетарского интернационализма. Важнейшей задачей учителей, родителей и общественных организаций является дальнейшее улучшение работы по воспитанию навыков культурного поведения учащихся в школе, семье, на улице.
Статья 7. Признать необходимым преобразование существующих десятилетних школ (их старших классов) в различные типы городских и сельских средних общеобразовательных школ.
Перестройку системы народного образования осуществлять планомерно и организованно, с максимальным учетом местных особенностей, ни в коем случае не допуская какого-либо ухудшения обслуживания населения школами. Обратить внимание на необходимость дальнейшего увеличения контингентов девушек коренных национальностей в старших классах школ союзных и автономных республик Востока.
План перехода на новую систему школьного образования должен быть разработан в каждой союзной республике, применительно к особенностям ее экономического и культурного развития. При этом необходимо перевод школ с 7-летнего на 8-летнее обязательное обучение, а также организацию различных типов полных средних школ начать с 1959/60 учебного года и закончить в течение 3 - 5 лет. Учащимся нынешних VIII - X классов обеспечить возможность окончания средней школы по действующим учебным планам и программам, усилив трудовую их подготовку.
При разработке планов реорганизации средних школ должно быть предусмотрено обеспечение вузов достаточным числом выпускников средних школ, имея в виду недопустимость перерыва в пополнении народного хозяйства кадрами молодых специалистов высшей квалификации. В этих целях в каждой союзной республике в случаях необходимости должно быть на переходный период сохранено некоторое количество ныне действующих средних школ.
Статья 8. Положения об обязательной восьмилетней школе, о вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе и средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением утверждаются Советами Министров союзных республик.
Статья 9. Начало и окончание учебного года и время каникул в восьмилетних и в средних общеобразовательных школах устанавливаются законодательством союзных республик.
Статья 10. Совету Министров Союза ССР и Советам Министров союзных республик осуществить мероприятия по укреплению материальной базы школ, ликвидации многосменности занятий, организации производственного обучения, а также мероприятия по предоставлению для учащихся старших классов средних школ учебных мест для прохождения профессионального обучения и производственной практики. 
Статья 11. Советам Министров союзных республик осуществить мероприятия по переподготовке учительских кадров и укомплектованию школ учителями с необходимым образованием в соответствии с новыми задачами общеобразовательной школы, а также по дальнейшему улучшению условий труда и быта учителей и повышению их идейно-теоретического уровня.

3.О ПРОГРАММЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
  Коммунистическое воспитание и всестороннее развитие личности
Товарищи!
Важнейшая составная часть коммунистического строительства — воспитание людей в духе коммунизма. Создание высшей производительности труда, развитие коммунистических общественных отношений и утверждение правил коммунистического общежития немыслимы без роста сознательности и культурности всех членов общества. Чем выше сознательность членов общества, чем полнее и шире развернется их творческая активность, тем быстрее и успешнее мы претворим в жизнь программу построения коммунизма.
Какие же задачи мы имеем в виду, говоря о формировании нового человека? К ним относятся:
утверждение коммунистического мировоззрения: глубокой убежденности в идеалах коммунизма, сознательного от­ношения к общественному долгу, социалистического интерна­ционализма и патриотизма, преданности Родине, готовности защищать ее, не щадя своей жизни;
трудовое воспитание, развитие коммунистического отношения к труду, к общественному производству;
упрочение принципов коммунистической морали, добровольного соблюдения правил коммунистического общежития;
культурное развитие, овладение основами наук, общее и политехническое образование, эстетическое и физическое воспитание.
Коммунизм облагораживает человека. Коммунизм — это высший расцвет человечества и человеческой личности.
Воспитывая новые, коммунистические черты характера у всех членов нашего общества, партия особое значение придает коммунистическому воспитанию и образованию молодежи. Партия, народ взрастили замечательное поколение самоотвер­женных строителей социализма и героических защитников Родины, прославивших себя в веках. Теперь мы готовим людей к жизни в коммунистическом обществе. Поколение коммунизма надо формировать с детских лет, беречь и закалять его в юности, внимательно следить за тем, чтобы у нас не было моральных калек — жертв неправильного воспитания и дурного примера. Если молодые посадки плодовых деревьев в той или иной степени повреждены, то сколько труда нужно затра­тить, чтобы их выходить и выровнять, да и не всегда это удается. Так и с людьми нового поколения.
Формирование нового человека происходит под влиянием не только воспитательной работы партии, Советского государства, профсоюзов, комсомола, а и всего уклада жизни общества: способа производства, форм распределения, бытового обслуживания, общественно-политической деятельности, правовых норм и судебной практики. Все экономические, социально-бытовые, политические, правовые рычаги необходимо использо­вать для развития коммунистической сознательности людей и искоренения остатков буржуазной психологии и морали.
Буржуазия связывает свободу личности с частной собственностью. Но миллионы людей в капиталистических странах лишены собственности, и для них буржуазная собственность — не залог свободы, а тяжкое ярмо. Для мелких хозяйчиков собственность служит не условием развития личности, а цепью, которая держит их в полной зависимости от монополистиче­ского капитала. Только капиталистам частная собственность дает полную свободу эксплуатировать трудящихся, наживать баснословные барыши. Богатый опыт нашей страны, а также всей мировой социалистической системы говорит о том, что не частная, а общественная собственность освобождает человека от всех видов социальной зависимости и предоставляет широ­кие возможности для свободного развития личности. В плоть и кровь нашего народа вошли благородные чувства коллективизма, товарищества, преданности общественному долгу.
В проекте Программы большое значение придается дальнейшему формированию передового научного мировоззрения советских людей. И это понятно. Ведь не может духовное раз­витие человека происходить успешно, если голова его забита мистикой, суевериями, ложными представлениями.
Впервые в истории мировоззрение миллионов людей стро­ится на научной основе марксизма-ленинизма, ставшего идей­ным оружием народных масс в борьбе за лучшую жизнь, за победу коммунизма. Марксизм-ленинизм вывел человечество на правильную, строго рассчитанную историческую орбиту, которая ведет в светлое коммунистическое будущее! (Аплодисменты).
Мы — революционеры и интернационалисты, а потому не можем оставаться безразличными к пропаганде реакционных взглядов, не можем мириться с тем, чтобы буржуазия затем­няла и развращала сознание людей, разжигала шовинистиче­ские страсти. Партия и впредь будет разоблачать империали­стическую идеологию.
Коммунистическая сознательность вырабатывается и укрепляется в активной борьбе за коммунизм, в работе на общее благо. В поведении каждого человека, в деятельности любого коллектива, всех организаций и учреждений коммунистические идеи должны органически сочетаться с коммунистическими делами.
Основу коммунистического воспитания, всестороннего развития личности составляет творческий труд. Труд всегда был и будет источником существования и развития людей. В раз­ных выражениях, на разных языках у всех народов суще­ствует заповедь: «Кто не трудится, тот не ест».
Коммунисты поставили целью — освободить людей не от труда, а от эксплуатации их труда. В принципе коммунизма «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям» в полном единстве находятся труд человека и предоставление ему всех жизненных благ.
Коммунистическое воспитание имеет важнейшей задачей — утвердить каждого в сознании того, что человек не может жить без труда, не создавая средства для жизни. Все хо­рошее, что делает советский человек, он делает для себя и всего общества. Добросовестно относиться к своей работе, все делать вовремя и хорошо — значит на деле заботиться о своих товарищах, которые также работают для всех, в том числе и для тебя. В этом выражается товарищеское сотрудничество и взаимопомощь людей нового общества.
Буржуазия угнетает и унижает людей труда. Коммунисты славят и возвеличивают свободный труд, как источник жизни и благополучия всех людей, залог прогресса и процветания общества! (Аплодисменты).
В проекте Программы содержится моральный кодекс строителя коммунизма, этические нормы нового общества, его нравственные заповеди.
Буржуазные идеологи вот уже более сотни лет обвиняют коммунистов в отрицании морали, в подрыве моральных устоев общества. Эти измышления нужны буржуазии для прикрытия своей аморальности. Что лежит в основе мораль­ных заповедей эксплуататорских классов? Об этом яснее всего говорят такие изречения: «Сильному да богатому все дозволено», «Либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя», «Деньги не пахнут», «Человек человеку — волк».
Эти жестокие и циничные правила мы действительно отри­цаем. Мы противопоставляем им нравственные принципы коллективизма и гуманизма, выраженные прекрасными словами: «Каждый за всех, все за одного», «Человек человеку — друг, товарищ и брат». (Продолжительные аплодисменты).
Наша задача состоит в том, чтобы новые нравственные требования стали внутренней потребностью всех советских людей. Нам предстоит еще много поработать, чтобы покон­чить с пережитками прошлого. В общественной жизни пере­довое не отгорожено от старого, отсталого. Передовое в конце концов побеждает, но пережитки старого тормозят движение вперед. Сила хорошего примера возрастает, на этом строится у нас воспитание. Но, как известно, сорняки быстро разра­стаются, если вовремя не обезвредить их.
Необходимо повысить внимание и требовательность со стороны общественности к поведению людей. Ведь дурные поступки совершают люди, которые в большинстве своем яв­ляются членами того или иного коллектива, той или иной ор­ганизации, членами профсоюзов, комсомола, колхозов, куль­турно-просветительных союзов и обществ, а иногда даже членами нашей партии. Надо активнее использовать моральный вес и авторитет общественности для борьбы с нарушителями корм и правил социалистического общежития.
Мы хотим сделать всех людей всесторонне развитыми. Ка­кой еще класс, кроме рабочего класса, какая еще правящая партия, кроме коммунистической, ставила задачу развития способностей и дарований всех трудящихся?
В культурном подъеме народа партия видит залог победоносного коммунистического строительства. Наша страна находится на завершающем этапе культурной революции, основным содержанием которого является создание всех не­обходимых идеологических и культурных предпосылок коммунизма. Важнейшая задача этого этапа — поднять культур­но-технический уровень всех рабочих и крестьян до уровня интеллигенции с тем, чтобы устранить, в основном, существенные различия между умственным и физическим трудом.
В ближайшее двадцатилетие основная масса членов общества по тем или иным каналам получит полное среднее, среднее специальное или высшее образование. Это — большая, но вполне осуществимая задача.
В течение ближайшего десятилетия предстоит осуществить общее и политехническое среднее (одиннадцатилетнее) образование для всех детей школьного возраста. При этом после окончания 8-летней школы они в соответствии с законом о школе должны работать на предприятиях, в колхозах и одновременно учиться, получая полное среднее образование. Это открывает путь как для получения высшего образования, так и для высококвалифицированной работы на производстве.
Необходимо также обеспечить, чтобы за предстоящее де­сятилетие молодежь, работающая в народном хозяйстве и не имеющая среднего образования, получила образование как минимум в объеме восьмилетней школы. Это важная и неот­ложная задача. Нельзя забывать, что в период войны немало юношей и девушек не смогли получить среднего образования. Следует проявить должную заботу об этих молодых гражда­нах нашей страны.
Во всестороннем и гармоничном развитии человека совет­ская школа играет особо важную роль. Воспитывая учащихся в духе коммунизма, школа должна прививать им лучшие ка­чества и привычки, готовить к добросовестному труду по спо­собностям, к разумному пользованию общественными бла­гами, к неуклонному соблюдению норм коммунистической мо­рали и правил общежития. В воспитании подрастающего поко­ления великая роль принадлежит народным учителям, которых по праву можно считать духовными наставниками молодежи. Следует всемерно подымать роль народного учителя, окру­жать его вниманием и заботой! (Аплодисменты).
Важное значение партия придает дальнейшему развитию учреждений общественного воспитания: школ-интернатов, школ продленного дня, а также дошкольных учреждений. Общественное и семейное воспитание не противостоят друг другу, воспитательное влияние семьи на детей должно сочетаться с их общественным воспитанием.
Совершенно неправы те, кто утверждает, что значение семьи при переходе к коммунизму якобы падает и со временем она совсем исчезнет. В действительности при коммунизме семья укрепится, семейные отношения окончательно очистятся от материальных расчетов, достигнут высокой чистоты и прочности.
Направляя усилия на осуществление всеобщего среднего образования, партия вместе с тем ставит программной целью сделать еще более общедоступными все формы высшего образования. Теперь у нас в вузах обучается 2 миллиона 600 ты­сяч человек. К 1980 году предполагается довести численность студентов высших учебных заведений до 8 миллионов, то есть увеличить в три с лишним раза. Особенно широкое распространение приобретает вечернее и заочное образование.
Предстоит преодолеть еще значительное отставание культурно-технического уровня сельского населения от уровня городского населения, чтобы и в этой области устранить существенные различия между городом и деревней. Необходимо, чтобы все организации, ведающие вопросами культуры, усилили внимание к подъему культурного уровня деревни.
В ближайшие годы предстоит осуществить крупные меры по мощному развитию   материальной   базы   культуры — бумажных фабрик и типографий, радио- и телецентров, театроЕ, киностудий и кинотеатров, клубов и библиотек. Разумеется, это потребует больших материальных затрат. Но наше общество, строящее коммунизм, не пожалеет средств, чтобы наиболее полно удовлетворять культурные запросы  советских людей.
В наш век бурного научно-технического прогресса немыслимо развитие общества и человеческой личности без плано­мерного и всестороннего использования достижений науки. В. И. Ленин в свое время говорил: «Перед союзом представи­телей науки, пролетариата и техники не устоит никакая тем­ная сила» (Соч., т. 30, стр. 376). Эти вещие слова стали живой реальностью. Мы разбили и уничтожили темные силы экс­плуататоров, навсегда покончили со всеми видами экономи­ческого и духовного гнета. И теперь мы все больше направ­ляем наши усилия на то, чтобы устранить зависимость людей от стихийных сил природы, подчинить их человеку. Тем са­мым будет взят последний барьер на пути человечества в подлинное царство свободы.
Наука призвана отвечать на запросы нынешнего дня, слу­жить боевым и действенным оружием в решении насущных народнохозяйственных проблем, в развитии производитель­ных сил общества. В большой перспективе наука должна от­крыть возможности управлять термоядерными реакциями в целях мирного использования безграничных источников ядер­ной энергии, воздействовать на климат и погодные условия, победить болезни и обеспечить людям долголетие, направлять жизненные процессы организмов, создавать бесчисленное множество искусственных материалов с нужными свойствами, овладевать космическим пространством, прокладывать на­дежные пути сообщений во Вселенной. Это составит целую эпоху в мировой истории науки и техники, даст человеку не­исчерпаемые ресурсы энергии, сделает его поистине властели­ном природы.
Все более возрастает значение общественных наук в изу­чении исторического пути движения человечества к комму­низму, в исследовании процессов крушения капитализма, в разработке научных основ планомерного руководства разви­тием общества, хозяйственным и культурным строительством, в формировании материалистического мировоззрения людей, в воспитании человека коммунистического общества и в борьбе с буржуазной идеологией. Партия будет заботиться о расцвете всех областей человеческого знания.
Дело чести и патриотический долг советских ученых — закрепить за советской наукой уже завоеванные передовые позиции в важнейших областях знания и обеспечить ей ведущую роль в мировой науке по всем основным направлениям. (Аплодисменты)
В формировании нового человека большую роль играют литература и искусство. Утверждая коммунистическую идей­ность и подлинный гуманизм, литература и искусство воспи­тывают в советском человеке качества строителя нового мира, служат делу художественного и нравственного развития лю­дей. Партия призывает всех деятелей литературы и искусства к смелой, новаторской разработке тем современности.
Широкую арену выявления и развития народных талантов и дарований представляет собой художественная самодея­тельность, которая приобретает все больший размах. Это, од­нако, не снимает необходимости развития профессионального искусства. В творческой деятельности профессиональных коллективов и выдающихся мастеров искусств художествен­ная самодеятельность будет и впредь находить для себя образцы, на которые следует равняться. В свою очередь народ­ное творчество послужит неиссякаемым источником обогаще­ния и расцвета профессиональной литературы и искусства.
Культура социализма и коммунизма — это новая, высшая ступень в культурном развитии человечества. У нас имеются все условия для того, чтобы успешно пройти путь к высотам коммунистической культуры. (Продолжительные аплодисменты).

 4. ЗАКОН УКРАЇНИ  
Про загальну середню освіту
(Відомості Верховної Ради України (ВВР), 1999, № 28, ст.230)
{Із змінами, внесеними згідно із Законом № 1642-III від 06.04.2000, ВВР, 2000, № 27, ст.213}
{Додатково див. Закон № 2120-III від 07.12.2000, ВВР, 2001, № 2-3, ст.10}
{Із змінами, внесеними згідно із Законами
№ 2905-III від 20.12.2001, ВВР, 2002, № 12-13, ст.92
№ 380-IV від 26.12.2002, ВВР, 2003, № 10-11, ст.86
№ 1344-IV від 27.11.2003, ВВР, 2004, № 17-18, ст.250
№ 2285-IV від 23.12.2004, ВВР, 2005, № 7-8, ст.162
№ 2505-IV від 25.03.2005, ВВР, 2005, № 17, № 18-19, ст.267
№ 3235-IV від 20.12.2005, ВВР, 2006, № 9, № 10-11, ст.96
№ 489-V від 19.12.2006, ВВР, 2007, № 7-8, ст.66}
{Додатково див. Рішення Конституційного Суду № 6-рп/2007 від 09.07.2007}
{Із змінами, внесеними згідно із Законами № 107-VI від 28.12.2007, ВВР, 2008, № 5-6, № 7-8, ст.78 - зміни діють по 31 грудня 2008 року}
{Додатково див. Рішення Конституційного Суду № 10-рп/2008 від 22.05.2008}
{Із змінами, внесеними згідно із Законами
№ 309-VI від 03.06.2008, ВВР, 2008, № 27-28, ст.253
№ 2442-VI від 06.07.2010, ВВР, 2010, № 46, ст.545
№ 3701-VI від 06.09.2011, ВВР, 2012, № 15, ст.96
№ 5029-VI від 03.07.2012, ВВР, 2013, № 23, ст.218
№ 5460-VI від 16.10.2012, ВВР, 2014, № 2-3, ст.41
№ 1324-VII від 05.06.2014, ВВР, 2014, № 30, ст.1011
№ 76-VIII від 28.12.2014, ВВР, 2015, № 6, ст.40
№ 498-VIII від 02.06.2015, ВВР, 2015, № 31, ст.294
№ 911-VIII від 24.12.2015, ВВР, 2016, № 5, ст.50
№ 940-VIII від 26.01.2016, ВВР, 2016, № 10, ст.100
№ 1114-VIII від 19.04.2016, ВВР, 2016, № 22, ст.452
№ 1838-VIII від 07.02.2017, ВВР, 2017, № 11, ст.104
№ 2145-VIII від 05.09.2017, ВВР, 2017, № 38-39, ст.380
№ 2462-VIII від 19.06.2018, ВВР, 2018, № 39, ст.285
№ 2541-VIII від 06.09.2018
5. З А К О Н   СОЮЗУ РАДЯНСЬКИХ СОЦІАЛІСТИЧНИХ РЕСПУБЛІК 
Про внесення змін до деяких законодавчих актів   СРСР у зв'язку з 
Основними напрямами реформи  загальноосвітньої і професійної 
школи та  затвердженням нової редакції 
Основ законодавства  Союзу РСР і союзних республік про народну 
освіту 
( Відомості Верховної Ради (ВВР), 1985, N 48, ст. 919 ) 
Верховна Рада      Союзу      Радянських       Соціалістичних 
Республік  п о с т а н о в л я є: 
I.У зв'язку  з  Основними напрямами реформи загальноосвітньої і 
професійної  школи   та   затвердженням   нової   редакції   Основ 
законодавства  Союзу  РСР  і  союзних республік про народну освіту 
внести до законодавчих актів СРСР такі зміни і доповнення: 
     Стаття 1.  В  Основах  законодавства  Союзу  РСР  і   союзних 
республік про  охорону  здоров'я,  затверджених  Законом  СРСР від 
19 грудня 1969 року (Відомості Верховної Ради СРСР, 1969 р., N 52, 
ст. 466; 1979 р., N 25, ст. 438): 
     1) у статті 10: 
     у назві  статті  слова  "дитячих  закладів"  замінити словами 
"дитячих  дошкільних  і  позашкільних  закладів,  загальноосвітніх 
шкіл"; 
     частину другу  після  слів  "позашкільних закладів" доповнити 
словом "загальноосвітніх"; 
     2) у частині першій статті  23  слова  "приміщень  і  робочих 
місць"  замінити  словами  "та  інших  приміщень,  робочих  місць, 
будинків і приміщень навчально-виховних закладів, інших споруд"; 
     3) у частині другій статті 38 слова  "санаторіїв  і  будинків 
відпочинку для вагітних жінок та матерів з дітьми, ясел, садків та 
інших  дитячих  закладів"  замінити  словами  "санаторіїв,   інших 
закладів охорони здоров'я,  будинків відпочинку для вагітних жінок 
і  матерів  з  дітьми,  дитячих  ясел,  садків  та  інших  дитячих 
дошкільних закладів"; 
     4) статтю 41 викласти в такій редакції: 
     "Стаття 41. Піклування про зміцнення та охорону здоров'я 
                 дітей і підлітків 
     З метою виховання здорового,  гармонійно розвинутого молодого 
покоління державні органи,  підприємства, установи та організації, 
колгоспи,  інші  кооперативні,  профспілкові  та  інші  громадські 
організації  забезпечують у встановленому порядку розвиток широкої 
мережі    дитячих    дошкільних    і    позашкільних     закладів, 
загальноосвітніх шкіл, професійно-технічних і середніх спеціальних 
навчальних закладів та інших навчально-виховних закладів.  Дітям і 
підліткам   у   цих   навчально-виховних  закладах  забезпечуються 
необхідні  умови  для   збереження   і   зміцнення   здоров'я   та 
гігієнічного   виховання.  Навчально-трудове,  навчально-виробниче 
навантаження,  а також примірний режим занять  дітей  і  підлітків 
визначаються за погодженням з Міністерством охорони здоров'я СРСР. 
     Міністерство охорони   здоров'я  СРСР,  міністерства  охорони 
здоров'я союзних  і  автономних  республік,  відділи  (управління) 
охорони  здоров'я  виконавчих  комітетів  відповідних Рад народних 
депутатів,  а також міністерства,  державні комітети і  відомства, 
які  мають у своєму віданні заклади охорони здоров'я,  організують 
лікувально-профілактичну   і   санітарно-гігієнічну    роботу    з 
вихованцями   дитячих   дошкільних   закладів,   учнями   середніх 
загальноосвітніх шкіл, професійно-технічних і середніх спеціальних 
навчальних закладів та інших навчально-виховних закладів. 
     Контроль за   охороною   здоров'я   дітей   і   підлітків  та 
проведенням оздоровчих заходів у дитячих дошкільних і позашкільних 
закладах,  загальноосвітніх школах, професійно-технічних, середніх 
спеціальних  навчальних  закладах  та   інших   навчально-виховних 
закладах  здійснюють  органи  і  заклади  охорони здоров'я разом з 
органами  державного  управління  народною   освітою   та   іншими 
державними    органами,    у    віданні    яких   перебувають   ці 
навчально-виховні заклади, за участю громадських організацій"; 

     5) частину першу і другу статті 42 викласти в такій редакції: 
     "Основні витрати на утримання дітей у дитячих  дошкільних  та 
деяких  інших  навчально-виховних  закладах провадяться за рахунок 
державного бюджету,  а також коштів,  які виділяються на зазначені 
цілі   державними   підприємствами,   установами,   організаціями, 
колгоспами,  іншими  кооперативними,  профспілковими   та   іншими 
громадськими організаціями. 
     Діти і  підлітки,  які  мають вади у фізичному або розумовому 
розвитку,  утримуються  у  спеціальних  будинках  дитини,  дитячих 
дошкільних  закладах,  дитячих будинках,  інших навчально-виховних 
закладах  спеціального  призначення  або  спеціальних  групах  при 
навчально-виховних  закладах  загального  призначення за державний 
рахунок"; 
     6) у статті 43: 
     у назві статті слова "за  трудовим  і  виробничим  навчанням" 
замінити  словами  "за  трудовим  навчанням,  суспільно  корисною, 
продуктивною працею школярів,  виробничим  навчанням  підлітків  у 
професійно-технічних  і  середніх спеціальних навчальних закладах, 
професійним навчанням підлітків на виробництві"; 
     частину першу викласти в такій редакції: 
     "Трудове навчання,  зв'язана   з   ним   суспільно   корисна, 
продуктивна   праця   школярів,  виробниче  навчання  підлітків  у 
професійно-технічних і середніх спеціальних  навчальних  закладах, 
професійне  навчання  підлітків  на виробництві дозволяються з тих 
професій,  які відповідають  їх  вікові,  фізичному  і  розумовому 
розвитку  та  станові  здоров'я,  і здійснюються під систематичним 
медичним контролем"; 
  доповнити статтю після частини першої новою  частиною  такого 
змісту: 
     "Перелік професій,  з  яких  здійснюються  трудове  навчання, 
суспільно корисна,  продуктивна праця школярів, виробниче навчання 
підлітків у професійно-технічних і середніх спеціальних навчальних 
закладах,   професійне   навчання   підлітків   на    виробництві, 
затверджується   у   встановленому   порядку   за   погодженням  з 
Міністерством охорони здоров'я СРСР.  Перелік  медичних  показань, 
які   перешкоджають   навчанню   з   цих   професій,  визначається 
Міністерством охорони здоров'я СРСР"; 
     частину другу цієї статті вважати частиною третьою. 
     Стаття 2.  В  Основах  законодавства  Союзу  РСР  і   союзних 
республік про     працю,    затверджених    Законом    СРСР    від 
15 липня 1970 року (Відомості Верховної Ради СРСР,  1970 р., N 29, 
ст. 265).   

Немає коментарів:

Дописати коментар