КОНСТИТУЦИЯ (Основной Закон) СОЮЗА СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Принята на внеочередной седьмой сессии
Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.
Статья 45. Граждане СССР имеют право на образование.
Это право обеспечивается бесплатностью всех видов
образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего
образования молодежи, широким развитием
профессионально-технического, среднего специального и высшего
образования на основе связи обучения с жизнью, с производством;
развитием заочного и вечернего образования; предоставлением
государственных стипендий и льгот учащимся и студентам,
бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в
школе на родном языке; созданием условий для самообразования.
2. СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
ЗАКОН ОБ УКРЕПЛЕНИИ СВЯЗИ ШКОЛЫ С ЖИЗНЬЮ И О ДАЛЬНЕЙШЕМ
РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СССР
Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик отмечает, что внесенный Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Союза и Советом Министров СССР на рассмотрение Верховного Совета СССР вопрос об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране имеет исключительно важное значение для успешного решения задач коммунистического строительства.
Раздел I
О СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Статья 1. Главной задачей советской школы является подготовка учащихся к жизни, общественно полезному труду, дальнейшее повышение уровня общего и политехнического образования, подготовка образованных людей, хорошо знающих основы наук, воспитание молодежи в духе глубокого уважения к принципам социалистического общества, в духе идей коммунизма.
Ведущим началом обучения и воспитания в средней школе должна стать тесная связь обучения с трудом, с практикой коммунистического строительства.
Статья 2. Ввести в СССР вместо всеобще-обязательного семилетнего образования всеобще-обязательное восьмилетнее образование.
Восьмилетняя школа является неполной средней общеобразовательной трудовой политехнической школой, которая должна давать учащимся прочные основы общеобразовательных и политехнических знаний, воспитывать любовь к труду и готовность к общественно полезной деятельности, осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание детей.
Учебно-воспитательная работа в восьмилетней школе должна быть построена на сочетании изучения основ наук, политехнического обучения и трудового воспитания, широкого вовлечения школьников в доступные в их возрасте формы общественно полезного труда.
Статья 3. Установить, что полное среднее образование молодежи, начиная с 15 - 16-летнего возраста, осуществляется на основе соединения обучения с производительным трудом с тем, чтобы вся молодежь в этом возрасте включалась в общественно полезный труд.
Статья 4. Установить следующие основные типы учебных заведений, дающих полное среднее образование:
а) школы рабочей и сельской молодежи - вечерние (сменные) средние общеобразовательные школы, в которых лица, окончившие восьмилетнюю школу и работающие в одной из отраслей народного хозяйства, получают среднее образование и повышают профессиональную квалификацию. Определить срок обучения в этих школах в 3 года.
В целях создания необходимых условий учащимся вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ Совету Министров СССР установить для успешно обучающихся без отрыва от производства сокращенный рабочий день или сокращенную рабочую неделю;
б) средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением, в которых лица, окончившие восьмилетнюю школу, получают в течение 3 лет среднее образование и профессиональную подготовку для работы в одной из отраслей народного хозяйства или культуры.
Соотношение теории и практики в производственном обучении и чередование периодов обучения и труда устанавливаются в зависимости от профиля специальной подготовки учащихся и от местных условий. В сельских школах учебный год следует строить с учетом сезонности сельскохозяйственных работ.
Производственное обучение и общественно полезный труд могут проводиться в учебных и производственных цехах ближайших предприятий, в ученических бригадах колхозов и совхозов, в учебно-опытных хозяйствах, в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских;
в) техникумы и другие средние специальные учебные заведения, в которых лица, окончившие восьмилетнюю школу, получают среднее общее и среднее специальное образование.
Статья 5. В целях усиления роли общества и оказания помощи семье в воспитании детей расширить сеть школ-интернатов, а также школ и групп продленного дня. Установить, что школы-интернаты организуются по типу восьмилетних школ или средних общеобразовательных трудовых политехнических школ с производственным обучением.
Статья 6. Признать необходимым серьезно улучшить постановку воспитательной работы в школе с тем, чтобы школа прививала учащимся любовь к знаниям, к труду, уважение к людям труда, формировала коммунистическое мировоззрение учащихся, воспитывала их в духе беззаветной преданности Родине и народу, в духе пролетарского интернационализма. Важнейшей задачей учителей, родителей и общественных организаций является дальнейшее улучшение работы по воспитанию навыков культурного поведения учащихся в школе, семье, на улице.
Статья 7. Признать необходимым преобразование существующих десятилетних школ (их старших классов) в различные типы городских и сельских средних общеобразовательных школ.
Перестройку системы народного образования осуществлять планомерно и организованно, с максимальным учетом местных особенностей, ни в коем случае не допуская какого-либо ухудшения обслуживания населения школами. Обратить внимание на необходимость дальнейшего увеличения контингентов девушек коренных национальностей в старших классах школ союзных и автономных республик Востока.
План перехода на новую систему школьного образования должен быть разработан в каждой союзной республике, применительно к особенностям ее экономического и культурного развития. При этом необходимо перевод школ с 7-летнего на 8-летнее обязательное обучение, а также организацию различных типов полных средних школ начать с 1959/60 учебного года и закончить в течение 3 - 5 лет. Учащимся нынешних VIII - X классов обеспечить возможность окончания средней школы по действующим учебным планам и программам, усилив трудовую их подготовку.
При разработке планов реорганизации средних школ должно быть предусмотрено обеспечение вузов достаточным числом выпускников средних школ, имея в виду недопустимость перерыва в пополнении народного хозяйства кадрами молодых специалистов высшей квалификации. В этих целях в каждой союзной республике в случаях необходимости должно быть на переходный период сохранено некоторое количество ныне действующих средних школ.
Статья 8. Положения об обязательной восьмилетней школе, о вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе и средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением утверждаются Советами Министров союзных республик.
Статья 9. Начало и окончание учебного года и время каникул в восьмилетних и в средних общеобразовательных школах устанавливаются законодательством союзных республик.
Статья 10. Совету Министров Союза ССР и Советам Министров союзных республик осуществить мероприятия по укреплению материальной базы школ, ликвидации многосменности занятий, организации производственного обучения, а также мероприятия по предоставлению для учащихся старших классов средних школ учебных мест для прохождения профессионального обучения и производственной практики.
Статья 11. Советам Министров союзных республик осуществить мероприятия по переподготовке учительских кадров и укомплектованию школ учителями с необходимым образованием в соответствии с новыми задачами общеобразовательной школы, а также по дальнейшему улучшению условий труда и быта учителей и повышению их идейно-теоретического уровня.
3.О ПРОГРАММЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Коммунистическое воспитание и всестороннее развитие личности
Товарищи!
Важнейшая составная часть коммунистического строительства — воспитание людей в духе коммунизма. Создание высшей производительности труда, развитие коммунистических общественных отношений и утверждение правил коммунистического общежития немыслимы без роста сознательности и культурности всех членов общества. Чем выше сознательность членов общества, чем полнее и шире развернется их творческая активность, тем быстрее и успешнее мы претворим в жизнь программу построения коммунизма.
Какие же задачи мы имеем в виду, говоря о формировании нового человека? К ним относятся:
утверждение коммунистического мировоззрения: глубокой убежденности в идеалах коммунизма, сознательного отношения к общественному долгу, социалистического интернационализма и патриотизма, преданности Родине, готовности защищать ее, не щадя своей жизни;
трудовое воспитание, развитие коммунистического отношения к труду, к общественному производству;
упрочение принципов коммунистической морали, добровольного соблюдения правил коммунистического общежития;
культурное развитие, овладение основами наук, общее и политехническое образование, эстетическое и физическое воспитание.
Коммунизм облагораживает человека. Коммунизм — это высший расцвет человечества и человеческой личности.
Воспитывая новые, коммунистические черты характера у всех членов нашего общества, партия особое значение придает коммунистическому воспитанию и образованию молодежи. Партия, народ взрастили замечательное поколение самоотверженных строителей социализма и героических защитников Родины, прославивших себя в веках. Теперь мы готовим людей к жизни в коммунистическом обществе. Поколение коммунизма надо формировать с детских лет, беречь и закалять его в юности, внимательно следить за тем, чтобы у нас не было моральных калек — жертв неправильного воспитания и дурного примера. Если молодые посадки плодовых деревьев в той или иной степени повреждены, то сколько труда нужно затратить, чтобы их выходить и выровнять, да и не всегда это удается. Так и с людьми нового поколения.
Формирование нового человека происходит под влиянием не только воспитательной работы партии, Советского государства, профсоюзов, комсомола, а и всего уклада жизни общества: способа производства, форм распределения, бытового обслуживания, общественно-политической деятельности, правовых норм и судебной практики. Все экономические, социально-бытовые, политические, правовые рычаги необходимо использовать для развития коммунистической сознательности людей и искоренения остатков буржуазной психологии и морали.
Буржуазия связывает свободу личности с частной собственностью. Но миллионы людей в капиталистических странах лишены собственности, и для них буржуазная собственность — не залог свободы, а тяжкое ярмо. Для мелких хозяйчиков собственность служит не условием развития личности, а цепью, которая держит их в полной зависимости от монополистического капитала. Только капиталистам частная собственность дает полную свободу эксплуатировать трудящихся, наживать баснословные барыши. Богатый опыт нашей страны, а также всей мировой социалистической системы говорит о том, что не частная, а общественная собственность освобождает человека от всех видов социальной зависимости и предоставляет широкие возможности для свободного развития личности. В плоть и кровь нашего народа вошли благородные чувства коллективизма, товарищества, преданности общественному долгу.
В проекте Программы большое значение придается дальнейшему формированию передового научного мировоззрения советских людей. И это понятно. Ведь не может духовное развитие человека происходить успешно, если голова его забита мистикой, суевериями, ложными представлениями.
Впервые в истории мировоззрение миллионов людей строится на научной основе марксизма-ленинизма, ставшего идейным оружием народных масс в борьбе за лучшую жизнь, за победу коммунизма. Марксизм-ленинизм вывел человечество на правильную, строго рассчитанную историческую орбиту, которая ведет в светлое коммунистическое будущее! (Аплодисменты).
Мы — революционеры и интернационалисты, а потому не можем оставаться безразличными к пропаганде реакционных взглядов, не можем мириться с тем, чтобы буржуазия затемняла и развращала сознание людей, разжигала шовинистические страсти. Партия и впредь будет разоблачать империалистическую идеологию.
Коммунистическая сознательность вырабатывается и укрепляется в активной борьбе за коммунизм, в работе на общее благо. В поведении каждого человека, в деятельности любого коллектива, всех организаций и учреждений коммунистические идеи должны органически сочетаться с коммунистическими делами.
Основу коммунистического воспитания, всестороннего развития личности составляет творческий труд. Труд всегда был и будет источником существования и развития людей. В разных выражениях, на разных языках у всех народов существует заповедь: «Кто не трудится, тот не ест».
Коммунисты поставили целью — освободить людей не от труда, а от эксплуатации их труда. В принципе коммунизма «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям» в полном единстве находятся труд человека и предоставление ему всех жизненных благ.
Коммунистическое воспитание имеет важнейшей задачей — утвердить каждого в сознании того, что человек не может жить без труда, не создавая средства для жизни. Все хорошее, что делает советский человек, он делает для себя и всего общества. Добросовестно относиться к своей работе, все делать вовремя и хорошо — значит на деле заботиться о своих товарищах, которые также работают для всех, в том числе и для тебя. В этом выражается товарищеское сотрудничество и взаимопомощь людей нового общества.
Буржуазия угнетает и унижает людей труда. Коммунисты славят и возвеличивают свободный труд, как источник жизни и благополучия всех людей, залог прогресса и процветания общества! (Аплодисменты).
В проекте Программы содержится моральный кодекс строителя коммунизма, этические нормы нового общества, его нравственные заповеди.
Буржуазные идеологи вот уже более сотни лет обвиняют коммунистов в отрицании морали, в подрыве моральных устоев общества. Эти измышления нужны буржуазии для прикрытия своей аморальности. Что лежит в основе моральных заповедей эксплуататорских классов? Об этом яснее всего говорят такие изречения: «Сильному да богатому все дозволено», «Либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя», «Деньги не пахнут», «Человек человеку — волк».
Эти жестокие и циничные правила мы действительно отрицаем. Мы противопоставляем им нравственные принципы коллективизма и гуманизма, выраженные прекрасными словами: «Каждый за всех, все за одного», «Человек человеку — друг, товарищ и брат». (Продолжительные аплодисменты).
Наша задача состоит в том, чтобы новые нравственные требования стали внутренней потребностью всех советских людей. Нам предстоит еще много поработать, чтобы покончить с пережитками прошлого. В общественной жизни передовое не отгорожено от старого, отсталого. Передовое в конце концов побеждает, но пережитки старого тормозят движение вперед. Сила хорошего примера возрастает, на этом строится у нас воспитание. Но, как известно, сорняки быстро разрастаются, если вовремя не обезвредить их.
Необходимо повысить внимание и требовательность со стороны общественности к поведению людей. Ведь дурные поступки совершают люди, которые в большинстве своем являются членами того или иного коллектива, той или иной организации, членами профсоюзов, комсомола, колхозов, культурно-просветительных союзов и обществ, а иногда даже членами нашей партии. Надо активнее использовать моральный вес и авторитет общественности для борьбы с нарушителями корм и правил социалистического общежития.
Мы хотим сделать всех людей всесторонне развитыми. Какой еще класс, кроме рабочего класса, какая еще правящая партия, кроме коммунистической, ставила задачу развития способностей и дарований всех трудящихся?
В культурном подъеме народа партия видит залог победоносного коммунистического строительства. Наша страна находится на завершающем этапе культурной революции, основным содержанием которого является создание всех необходимых идеологических и культурных предпосылок коммунизма. Важнейшая задача этого этапа — поднять культурно-технический уровень всех рабочих и крестьян до уровня интеллигенции с тем, чтобы устранить, в основном, существенные различия между умственным и физическим трудом.
В ближайшее двадцатилетие основная масса членов общества по тем или иным каналам получит полное среднее, среднее специальное или высшее образование. Это — большая, но вполне осуществимая задача.
В течение ближайшего десятилетия предстоит осуществить общее и политехническое среднее (одиннадцатилетнее) образование для всех детей школьного возраста. При этом после окончания 8-летней школы они в соответствии с законом о школе должны работать на предприятиях, в колхозах и одновременно учиться, получая полное среднее образование. Это открывает путь как для получения высшего образования, так и для высококвалифицированной работы на производстве.
Необходимо также обеспечить, чтобы за предстоящее десятилетие молодежь, работающая в народном хозяйстве и не имеющая среднего образования, получила образование как минимум в объеме восьмилетней школы. Это важная и неотложная задача. Нельзя забывать, что в период войны немало юношей и девушек не смогли получить среднего образования. Следует проявить должную заботу об этих молодых гражданах нашей страны.
Во всестороннем и гармоничном развитии человека советская школа играет особо важную роль. Воспитывая учащихся в духе коммунизма, школа должна прививать им лучшие качества и привычки, готовить к добросовестному труду по способностям, к разумному пользованию общественными благами, к неуклонному соблюдению норм коммунистической морали и правил общежития. В воспитании подрастающего поколения великая роль принадлежит народным учителям, которых по праву можно считать духовными наставниками молодежи. Следует всемерно подымать роль народного учителя, окружать его вниманием и заботой! (Аплодисменты).
Важное значение партия придает дальнейшему развитию учреждений общественного воспитания: школ-интернатов, школ продленного дня, а также дошкольных учреждений. Общественное и семейное воспитание не противостоят друг другу, воспитательное влияние семьи на детей должно сочетаться с их общественным воспитанием.
Совершенно неправы те, кто утверждает, что значение семьи при переходе к коммунизму якобы падает и со временем она совсем исчезнет. В действительности при коммунизме семья укрепится, семейные отношения окончательно очистятся от материальных расчетов, достигнут высокой чистоты и прочности.
Направляя усилия на осуществление всеобщего среднего образования, партия вместе с тем ставит программной целью сделать еще более общедоступными все формы высшего образования. Теперь у нас в вузах обучается 2 миллиона 600 тысяч человек. К 1980 году предполагается довести численность студентов высших учебных заведений до 8 миллионов, то есть увеличить в три с лишним раза. Особенно широкое распространение приобретает вечернее и заочное образование.
Предстоит преодолеть еще значительное отставание культурно-технического уровня сельского населения от уровня городского населения, чтобы и в этой области устранить существенные различия между городом и деревней. Необходимо, чтобы все организации, ведающие вопросами культуры, усилили внимание к подъему культурного уровня деревни.
В ближайшие годы предстоит осуществить крупные меры по мощному развитию материальной базы культуры — бумажных фабрик и типографий, радио- и телецентров, театроЕ, киностудий и кинотеатров, клубов и библиотек. Разумеется, это потребует больших материальных затрат. Но наше общество, строящее коммунизм, не пожалеет средств, чтобы наиболее полно удовлетворять культурные запросы советских людей.
В наш век бурного научно-технического прогресса немыслимо развитие общества и человеческой личности без планомерного и всестороннего использования достижений науки. В. И. Ленин в свое время говорил: «Перед союзом представителей науки, пролетариата и техники не устоит никакая темная сила» (Соч., т. 30, стр. 376). Эти вещие слова стали живой реальностью. Мы разбили и уничтожили темные силы эксплуататоров, навсегда покончили со всеми видами экономического и духовного гнета. И теперь мы все больше направляем наши усилия на то, чтобы устранить зависимость людей от стихийных сил природы, подчинить их человеку. Тем самым будет взят последний барьер на пути человечества в подлинное царство свободы.
Наука призвана отвечать на запросы нынешнего дня, служить боевым и действенным оружием в решении насущных народнохозяйственных проблем, в развитии производительных сил общества. В большой перспективе наука должна открыть возможности управлять термоядерными реакциями в целях мирного использования безграничных источников ядерной энергии, воздействовать на климат и погодные условия, победить болезни и обеспечить людям долголетие, направлять жизненные процессы организмов, создавать бесчисленное множество искусственных материалов с нужными свойствами, овладевать космическим пространством, прокладывать надежные пути сообщений во Вселенной. Это составит целую эпоху в мировой истории науки и техники, даст человеку неисчерпаемые ресурсы энергии, сделает его поистине властелином природы.
Все более возрастает значение общественных наук в изучении исторического пути движения человечества к коммунизму, в исследовании процессов крушения капитализма, в разработке научных основ планомерного руководства развитием общества, хозяйственным и культурным строительством, в формировании материалистического мировоззрения людей, в воспитании человека коммунистического общества и в борьбе с буржуазной идеологией. Партия будет заботиться о расцвете всех областей человеческого знания.
Дело чести и патриотический долг советских ученых — закрепить за советской наукой уже завоеванные передовые позиции в важнейших областях знания и обеспечить ей ведущую роль в мировой науке по всем основным направлениям. (Аплодисменты)
В формировании нового человека большую роль играют литература и искусство. Утверждая коммунистическую идейность и подлинный гуманизм, литература и искусство воспитывают в советском человеке качества строителя нового мира, служат делу художественного и нравственного развития людей. Партия призывает всех деятелей литературы и искусства к смелой, новаторской разработке тем современности.
Широкую арену выявления и развития народных талантов и дарований представляет собой художественная самодеятельность, которая приобретает все больший размах. Это, однако, не снимает необходимости развития профессионального искусства. В творческой деятельности профессиональных коллективов и выдающихся мастеров искусств художественная самодеятельность будет и впредь находить для себя образцы, на которые следует равняться. В свою очередь народное творчество послужит неиссякаемым источником обогащения и расцвета профессиональной литературы и искусства.
Культура социализма и коммунизма — это новая, высшая ступень в культурном развитии человечества. У нас имеются все условия для того, чтобы успешно пройти путь к высотам коммунистической культуры. (Продолжительные аплодисменты).
4. ЗАКОН УКРАЇНИ
Про загальну середню освіту
(Відомості Верховної Ради України (ВВР), 1999, № 28, ст.230)
{Із змінами, внесеними згідно із Законом № 1642-III від 06.04.2000, ВВР, 2000, № 27, ст.213}
{Додатково див. Закон № 2120-III від 07.12.2000, ВВР, 2001, № 2-3, ст.10}
{Із змінами, внесеними згідно із Законами
№ 2905-III від 20.12.2001, ВВР, 2002, № 12-13, ст.92
№ 380-IV від 26.12.2002, ВВР, 2003, № 10-11, ст.86
№ 1344-IV від 27.11.2003, ВВР, 2004, № 17-18, ст.250
№ 2285-IV від 23.12.2004, ВВР, 2005, № 7-8, ст.162
№ 2505-IV від 25.03.2005, ВВР, 2005, № 17, № 18-19, ст.267
№ 3235-IV від 20.12.2005, ВВР, 2006, № 9, № 10-11, ст.96
№ 489-V від 19.12.2006, ВВР, 2007, № 7-8, ст.66}
{Додатково див. Рішення Конституційного Суду № 6-рп/2007 від 09.07.2007}
{Із змінами, внесеними згідно із Законами № 107-VI від 28.12.2007, ВВР, 2008, № 5-6, № 7-8, ст.78 - зміни діють по 31 грудня 2008 року}
{Додатково див. Рішення Конституційного Суду № 10-рп/2008 від 22.05.2008}
{Із змінами, внесеними згідно із Законами
№ 309-VI від 03.06.2008, ВВР, 2008, № 27-28, ст.253
№ 2442-VI від 06.07.2010, ВВР, 2010, № 46, ст.545
№ 3701-VI від 06.09.2011, ВВР, 2012, № 15, ст.96
№ 5029-VI від 03.07.2012, ВВР, 2013, № 23, ст.218
№ 5460-VI від 16.10.2012, ВВР, 2014, № 2-3, ст.41
№ 1324-VII від 05.06.2014, ВВР, 2014, № 30, ст.1011
№ 76-VIII від 28.12.2014, ВВР, 2015, № 6, ст.40
№ 498-VIII від 02.06.2015, ВВР, 2015, № 31, ст.294
№ 911-VIII від 24.12.2015, ВВР, 2016, № 5, ст.50
№ 940-VIII від 26.01.2016, ВВР, 2016, № 10, ст.100
№ 1114-VIII від 19.04.2016, ВВР, 2016, № 22, ст.452
№ 1838-VIII від 07.02.2017, ВВР, 2017, № 11, ст.104
№ 2145-VIII від 05.09.2017, ВВР, 2017, № 38-39, ст.380
№ 2462-VIII від 19.06.2018, ВВР, 2018, № 39, ст.285
№ 2541-VIII від 06.09.2018
5. З А К О Н СОЮЗУ РАДЯНСЬКИХ СОЦІАЛІСТИЧНИХ РЕСПУБЛІК
Про внесення змін до деяких законодавчих актів СРСР у зв'язку з
Основними напрямами реформи загальноосвітньої і професійної
школи та затвердженням нової редакції
Основ законодавства Союзу РСР і союзних республік про народну
освіту
( Відомості Верховної Ради (ВВР), 1985, N 48, ст. 919 )
Верховна Рада Союзу Радянських Соціалістичних
Республік п о с т а н о в л я є:
I.У зв'язку з Основними напрямами реформи загальноосвітньої і
професійної школи та затвердженням нової редакції Основ
законодавства Союзу РСР і союзних республік про народну освіту
внести до законодавчих актів СРСР такі зміни і доповнення:
Стаття 1. В Основах законодавства Союзу РСР і союзних
республік про охорону здоров'я, затверджених Законом СРСР від
19 грудня 1969 року (Відомості Верховної Ради СРСР, 1969 р., N 52,
ст. 466; 1979 р., N 25, ст. 438):
1) у статті 10:
у назві статті слова "дитячих закладів" замінити словами
"дитячих дошкільних і позашкільних закладів, загальноосвітніх
шкіл";
частину другу після слів "позашкільних закладів" доповнити
словом "загальноосвітніх";
2) у частині першій статті 23 слова "приміщень і робочих
місць" замінити словами "та інших приміщень, робочих місць,
будинків і приміщень навчально-виховних закладів, інших споруд";
3) у частині другій статті 38 слова "санаторіїв і будинків
відпочинку для вагітних жінок та матерів з дітьми, ясел, садків та
інших дитячих закладів" замінити словами "санаторіїв, інших
закладів охорони здоров'я, будинків відпочинку для вагітних жінок
і матерів з дітьми, дитячих ясел, садків та інших дитячих
дошкільних закладів";
4) статтю 41 викласти в такій редакції:
"Стаття 41. Піклування про зміцнення та охорону здоров'я
дітей і підлітків
З метою виховання здорового, гармонійно розвинутого молодого
покоління державні органи, підприємства, установи та організації,
колгоспи, інші кооперативні, профспілкові та інші громадські
організації забезпечують у встановленому порядку розвиток широкої
мережі дитячих дошкільних і позашкільних закладів,
загальноосвітніх шкіл, професійно-технічних і середніх спеціальних
навчальних закладів та інших навчально-виховних закладів. Дітям і
підліткам у цих навчально-виховних закладах забезпечуються
необхідні умови для збереження і зміцнення здоров'я та
гігієнічного виховання. Навчально-трудове, навчально-виробниче
навантаження, а також примірний режим занять дітей і підлітків
визначаються за погодженням з Міністерством охорони здоров'я СРСР.
Міністерство охорони здоров'я СРСР, міністерства охорони
здоров'я союзних і автономних республік, відділи (управління)
охорони здоров'я виконавчих комітетів відповідних Рад народних
депутатів, а також міністерства, державні комітети і відомства,
які мають у своєму віданні заклади охорони здоров'я, організують
лікувально-профілактичну і санітарно-гігієнічну роботу з
вихованцями дитячих дошкільних закладів, учнями середніх
загальноосвітніх шкіл, професійно-технічних і середніх спеціальних
навчальних закладів та інших навчально-виховних закладів.
Контроль за охороною здоров'я дітей і підлітків та
проведенням оздоровчих заходів у дитячих дошкільних і позашкільних
закладах, загальноосвітніх школах, професійно-технічних, середніх
спеціальних навчальних закладах та інших навчально-виховних
закладах здійснюють органи і заклади охорони здоров'я разом з
органами державного управління народною освітою та іншими
державними органами, у віданні яких перебувають ці
навчально-виховні заклади, за участю громадських організацій";
5) частину першу і другу статті 42 викласти в такій редакції:
"Основні витрати на утримання дітей у дитячих дошкільних та
деяких інших навчально-виховних закладах провадяться за рахунок
державного бюджету, а також коштів, які виділяються на зазначені
цілі державними підприємствами, установами, організаціями,
колгоспами, іншими кооперативними, профспілковими та іншими
громадськими організаціями.
Діти і підлітки, які мають вади у фізичному або розумовому
розвитку, утримуються у спеціальних будинках дитини, дитячих
дошкільних закладах, дитячих будинках, інших навчально-виховних
закладах спеціального призначення або спеціальних групах при
навчально-виховних закладах загального призначення за державний
рахунок";
6) у статті 43:
у назві статті слова "за трудовим і виробничим навчанням"
замінити словами "за трудовим навчанням, суспільно корисною,
продуктивною працею школярів, виробничим навчанням підлітків у
професійно-технічних і середніх спеціальних навчальних закладах,
професійним навчанням підлітків на виробництві";
частину першу викласти в такій редакції:
"Трудове навчання, зв'язана з ним суспільно корисна,
продуктивна праця школярів, виробниче навчання підлітків у
професійно-технічних і середніх спеціальних навчальних закладах,
професійне навчання підлітків на виробництві дозволяються з тих
професій, які відповідають їх вікові, фізичному і розумовому
розвитку та станові здоров'я, і здійснюються під систематичним
медичним контролем";
доповнити статтю після частини першої новою частиною такого
змісту:
"Перелік професій, з яких здійснюються трудове навчання,
суспільно корисна, продуктивна праця школярів, виробниче навчання
підлітків у професійно-технічних і середніх спеціальних навчальних
закладах, професійне навчання підлітків на виробництві,
затверджується у встановленому порядку за погодженням з
Міністерством охорони здоров'я СРСР. Перелік медичних показань,
які перешкоджають навчанню з цих професій, визначається
Міністерством охорони здоров'я СРСР";
частину другу цієї статті вважати частиною третьою.
Стаття 2. В Основах законодавства Союзу РСР і союзних
республік про працю, затверджених Законом СРСР від
15 липня 1970 року (Відомості Верховної Ради СРСР, 1970 р., N 29,
ст. 265).
Немає коментарів:
Дописати коментар